вторник, 7 февраля 2012 г.

Воспитание самостоятельности и ответственности.




Дорогие родители, коллеги!
Давайте вместе задумаемся о том, как мы воспитываем в наших детях самостоятельность.
Задача - правильная, нужная, архиважная.
А вот исполнение часто бывает спорное.
Приведу пример из жизни, который наблюдаю раз за разом, неделя за неделей, месяц за месяцем.
Итак, спортиваная секция единоборств. Перед началом занятий.
Вбегают радостные 6-7-8-летние ребята и девчонки. Редко у кого в руках или за спиной рюкзачки со спортивной амуницией. В большинстве случаев форму несут родители, бабушки, дедушки.
Дальше - веселее. Кто ставит детей на кресла и начинает переодевать, торопя и подгоняя, а дети только успевают поднимать руки, ноги, послушно давая снимать одежду. Затем на них одевают форму, а они радостные и не очень (после услышанных слов: "Чего копаешься!", "Ну, ты что, уснул?", "Давай быстрей!" и т.д.) начинают носиться по вестибюлю, а родители, сложив и повесив их одежду, продолжают "воспитание": "Прекрати бегать!", "Ты как себя ведешь?", "А, ну-ка, прекрати!" и т.п.
Но вот дверь зала открывается и гурьба, с удовольствием толкаясь, несется на тренировку, а родители переводят дух и восстанавливают силы для следующей встречи с любимыми чадами и "продолжения воспитательной работы". И движет ими, я не сомневаюсь, - любовь, желание привить самостоятельность, дисциплину и ответственность.
И вот снова: дверь открывается, вываливается толпа раскрасневшихся, потных и довольных ребятишек.
И опять: "Хотели как лучше, а ..."
"Давай быстрей!", "Чего копаешься!", "Я сейчас уйду, если не будешь слушаться!"...
Я наблюдал за родителями одного мальчика, которые привлекли мое внимание другим поведением.
Они приходили чуть раньше. У мальчика за спиной был ранец, в котором лежала форма. Его не торопили, когда он переодевался. Снимал он все сам. Аккуратно сам складывал свою одежду. Самое главное, его не одергивали, не ругали, а терпеливо находились рядом с ним. С ним разговаривали, шутили. Помогали, только когда он обращался с просьбой что-то сделать, чего сам пока не мог: повесить куртку на вешалку - она действительно очень высоко. Или помочь завязать форму - ему пока не удобно.
Уверен, что раздеваться и одеваться все ребята умеют сами. Это мы, родители, спешим, опаздываем, поэтому их и подгоняем, торопим, срываемся на наших любимых детишек. Где уж тут до их самостоятельности ребят, когда наши руки, обгоняя нашу голову, тянутся сделать их работу за них.
А этот мальчик бегал с ребятами, и его не одергивали. А когда одевался - его не торопили, а ждали и подхваливали.
Конечно, пока он уходил последний. (И, думаю, что родители понимают, что делают. Они работают на перспективу, на его самостоятельность.) Но одевался и скалывал свои вещи он САМ! Часть своей спортивной формы, с гордостью, он нес в ранце.
Глядя на этот пример, я тоже решил последовать такому поведению. Дал себе задание: сдержать свои руки и дать возможность сыну самостоятельно решить задачу сушки головы.
Обычно сын просил меня сушить ему голову феном (после тренировки все мокрые).
А в этот раз я говорю: "Давай-ка попробуй сам - ты справишься!" (Есть задача научить его делать это самому - это несложно!).
И он сам вставил вилку в розетку, включил фен и начал сушить голову. Правда делал это одной рукой.
Я посмотел и говорю: "Если второй рукой будешь помогать и ворошить волосы - дело пойдет быстрее! Раз две руки, и обе твои - используй их полностью!"
Ему понравилось это делать самому. И довольные оба мы шли домой.
А я подумал:
1. Практически в каждом моменте общения с ребенком его можно чему-то научить, и научиться самому. А в результате стать ближе.
2. Те качества, которые мы хотим воспитать в наших детях, надо как задачу держать в голове и использовать ситуации для воспитания.
3. Лучше, если мы будум рассчитывать время для их самостоятельного одевания и раздевания.
4. Хотя бы часть своей формы ребенка приучать носить самостоятельно.
5. Поддерживать хорошее настроение, хвалить их за успехи, разрешать бегать и играть.
6. Проявлять терпение и мудрость в общении.
7. Наблюдать за другими примерами общения, и лушее брать в наши отношения с детьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий