понедельник, 9 декабря 2013 г.

"Неидеальные" отцы и дети...

Приятель прислал сообщение "В Контакте" - "Алексей, привет. у меня к тебе просьба.. Короче - есть задумка сделать видеоролик об ОТЦЕ. Не о моем и не твоем, а вообще - собирательный такой образ. А просьба - напиши, плз, мне - свои представления, понятия об ОТЦЕ, каким-какого ТЕБЕ бы хотелось его иметь. Какой он? что делает и чего не делает? Ну, ты меня понял, короче. ))))"

Мне тема показалась интересной, в душе отозвалась...
Начиная с сентября организовал 3 цикла вебинаров Сергея Шишкова (Сталкера) в Центре консультирования и коучинга Н.И.Козлва - "Женский Путь развития" с продолжением , и "Мужской Путь развития".
Авторский взгляд Сергея, который мной принимается, ложится и отзывается...
Посещая  тренинги Сергея, в голове укладывается своя картина Женщины, Мужчины, Матери, Отца...
Сам я - отец троих своих детей, одного -  любимой женщины-жены...Какой-никакой, а опыт есть...3 сына и дочка.
Причем, все дети - в разные периоды жизни: ранний первенец, дочь - ближе к середине, и еще сын - в совсем зрелом возрасте!
Прочитал на ФБ статью об отце Олега Суса - моего теперешного учителя...Очень теплая, благодарная...Слышал, как отзывался от отце и его роли -  Козлов Н.И. - мой соратник-наставник...
Все как-бы складывается...
Отец - самая значимая фигура в жизни ребенка...
И тема - отличная. А напишу-ка я рекомендации младшему - "Размышления неидеального отца"
Почему неидеального? 
Потому что идеальный не имеет права на ошибку!
И я уверен, что таковых (идеальных) - НЕТ!
Оставляю право на ошибку и своему отцу (Пусть земля ему будет пухом!)
И другим отцам... И моему Пете, как будущему отцу!
И, самое главное - себе!
Начнем?
Первое воспоминание, которое как мне кажется я помню об отце - мы в Рязани, в Кремле, меня передают из рук в руки в темноте причала в лодку и отец заводит мотор..Хотя дело было к вечеру. И светило солнце. Лодка была привязана под причалом...
 Я заорал, меня мама прикладывает к груди и я умолкаю... 

Отец, молодой, красивый, сильный, уверенно направляет лодку по реке Трубеж к Оке. Мы ехали на пляж. Такое, очень яркое и сильное воспоминание...
И в связи с этим: чтобы сделал теперь я - в более бережном режиме приучил бы сына к звуку мотора...
Несколько раз подошел бы к работающему мотору издалека, держа на руках. Потом ставил бы его на безопасном расстоянии, заводил бы мотор, чтобы он видел и привыкал к этому. Подходил бы, брал на руки, прижимал, шел бы к лодке с мотором, обходил бы ее, приучая, что это безопасно. 
Кажется, что это могло бы сработать. 
Но, блин, часто взрослые, да и я в том, числе, считаем, что у нас нет на это времени...А это - архиважно!
А задача - суперважная - приучить входить в зону дискомфорта, пересиливать себя, справляться, побеждать свой страх.
Вначале на руках отца-великана.
Мне, да и многим, как мне кажется, здесь очень важно ощущение, что ты защищен, тебя любят, все в порядке.
Итак, задача отца - уделять внимание, время ребенку, следя за его реакциями и понимать, какую привычку сейчас прививаем: страха, паники или учим преодолевать себя. 
Взрослые знакомят малышей со своим миром. И ребенок должен понимать, что там интересно, безопасно, и немного преодоления себя...Идти туда, куда хочется, но страшно (на сцену, сказать свое мнение, отказать, выстраивать свои границы).
Еще из ранних воспоминаний - отец отводил меня в детский сад. И, когда он меня приводил, я прятался за его него...
Его плащ и сейчас у меня перед глазами...Я точно не помню, говорил ли он со мной про эту ситуацию, про отношение к жизни...
Наверное говорил...
Я настаиваю на том, что бы вы на эту тему говорили...

Что хорошего в детском саду?... Чего ты опасаешься? И внушать и внушать  - жизнь ХОРОША. Учить его видеть позитив...
Интересоваться - что его тревожит? Приучать справляться с волнениями...
Хвалить, одобрять, поддерживать...
Что еще архиважно - чтобы ребенок доверял, делился, разговаривал... Тогда можно что-то менять, корректировать...
У Дмитрия Морозова (Орион, Китеж) - замечательная традиция - беседовать на ночь... Какие сегодня осознания у тебя были, какие ситуации, какие открытия, какие трудности...
Я почему-то, как мне кажется, не сильно делился с отцом своими трудностями... Хотел казаться самостоятельным...
А на деле - старшие двоюродные браться подводили меня к дому, показывали как плывут по небу облака, и создавалось впечатление, что дом - падает. Я в рев и бежать, а они - хохотать! (старше меня на 4 года). А потом мне пришлось работать с привычкой сбегания в стрессовой ситуации... А мог и в детстве этому научиться...
А вот выведи меня отец на доверительный разговор - и мог бы подсказать - что делать в такой ситуации. Как правильно реагировать...Как преодолеть и дать отпор - постоять за себя...
Многие ситуации, которые происходили со мной - можно было использовать как учебные для меня...
Но ведь я молчал... Потому что - боялся этого родного замечательного  Великана!
Потому что не было выстроена шкала наказания, которая очень-очень важна! От доброй беседы до ремня!
И это - шкала- мне кажется - нормально. Я бы знал, что, если что-то не так, то ремень и крик - не сразу...
А так, получается, что я молча в себе переживал, с одной стороны непростое исследование жизни, с другой - молчал, чтобы  обеспечить себе безопасность в семье. 
Хотя такого отца - поискать! Многие ребята мне завидовали...
Был еще случай, который вспоминаю и на котором можно было меня поучить и дать внушения.
Отец приехал из Кисловодска, и привез мне суперский, черный, в машинном масле  пистолет и пистоны к нему (ленточные).
Я пошел с ним гулять на вал. Радость-то пацану какая! Там проходили какие-то ребята - постарше...Совсем незнакомые... И предложили поиграть в войнушку. Спросили у меня мой пистолет поиграть, мне дали какой-то свой... И мы пошли маневрами на врага... Они по верху, а я внизу...
А наверху в заборе была ...калитка, в которую они и скрылись, вместе с моим новеньким, черным, в масле пистолетом...Как с трофеем :).
Сказал ли я отцу об этом? - конечно, нет..."Врут, и приучаются врать тому, кому правду говорить опасно!"  (Козлов Н.И.)
А ведь и в этом случае, можно было научить меня - как доверять и критически, ответственно относиться к миру...Людям...
Я про оружие молчу, потому что боюсь гнева отца... отец - доволен, что привез любимому сыну отличную игрушку... Все делают вид, что довольны... Учеба в школе Жизни - хромает...
Наблюдайте, отслеживайте реакции своих детей. Как бы они не скрывали - по ним многое видно. Будет у детей чувство безопасности - будут доверять. И тогда можно по-хорошему, по-доброму их учить - как правильно с нашей точки зрения...
Это ежедневная родительская работа, особенно в возрасте от 2 до 6 лет.
Теперь то, что я уже сам делал по-другому. 
Очень хорошо помню, как отец меня заставлял есть яйца. Запомнилось почему-то это. 
Кажется, что до тошноты...
Я для себя и для своей семьи ввел правило - детей есть не заставлять...
Голод - не тетка! Захочет - покормите. Режим питания - скорее удобство для взрослых...
Сами-то мы едим, когда голодны...Т.е. - когда есть хотим...
Не настаиваю...Кому кажется, что питаться надо по режиму - организуйте режим... Только заставлять - не нужно...
Очень хорошо помню, как с отцом пилил двуручной пилой дрова... Вернее, как я теперь понимаю, отец давал мне это ощущение, что я помогаю...
Да, что я там мог...
Запах свежих березовых чурбачков, которые отец колол как орехи. Душистые опилки, сложенные поленницы, первая усталость... Я - помощник! 
Ищите, находите и делайте домашние дела вместе с детьми.
Я знаю по своим детям, что если на них не гудеть и не дергать их, что они делают не так, а подхваливать и подсказывать - как делать нужно, то глаза у детей горят, и они с удовольствием помогают...
Играйте вместе с ними... Купив игрушку - не успокаивайтесь, а понимайте, что теперь в нее надо с ребенком поиграть. 

В игре - прививайте свои ценности, делайте нужные внушения...
В игре вы увидите своего ребенка такого, какой он есть...
Я на даче с младшим очень любил играть в настольную игру: кто первый доедет до финиша...
И что я увидел? 
Что и многие родители видят  - сын хочет ходить первым, хочет перехаживать, не соблюдать очередь...Злится, когда не первый...
И что делать? Каждый раз - озвучивал правила и соблюдал их. При этом просил его быть главным судьей...
Да, были слезы, что он не первый... Да, были слезы, что не везет... Да, обижался...Злился!...
С этим пришлось поработать... Заботливо, твердо, по-отечески... Игра - срез жизни...
Хочешь выигрывать в жизни - учись и принимать, и сопротивляться, и бороться... с собой...
Итак, подведем итоги...
Напишу как минимум 4 статьи. 
Эта - первая. Про отца в  детстве до школы...
Вторую - про отца в начальной школе...
Третью - про отца в средней школе...
И четвертую про отца в выпускном классе и институте...
А дальше - будет видно. 
И мне понравилось: вспоминать свое детство, отца, своих детей.
И главное - что делать, чтобы дети были успешными...Без дела - не злились, не обижались. А были жизнерадостными, исследователями и экспериментаторами в жизни!
1. Ребенок не должен бояться своего родителя. (я сейчас про отца!) Уважать, почитать - да. Бояться - категорически "НЕТ!" Это - профилактика вранья!
2. С ребенком надо установить доверительные отношения. что бы он доверял, делился, а через это можно влиять на выработку нужных, успешных привычек! А это время, усилия, терпение!
3. Беседовать, читать, играть, отвечать на вопросы, наблюдать настроение  ребенка.

4. Одобрять и поддерживать самостоятельные шаги... Ограничивать - только если это угрожает его жизни.
Пусть падает, бегает по лужам, ушибается, разливает и разбивает, дерется, учится общаться - это его исследование мира. 
5. Должна быть шкала наказаний, которую ребенок должен принять в договоренности с вами. И наказание должно быть предсказуемым!
В компании, за столом, как можно чаще - показывайте пример ребенку, как и что надо делать. Выполняйте обещания и требуйте выполнения с его стороны. Дети порядок любят! Если приучите! (Читай - если сами такие!)
7. Про отца я многое знал из рассказов родственников и его самого. И любил, и просил его рассказать о нем. 
Как учился, как рос, как был маленький,  как воевал...Это было мне очень интересно...Это очень важно...Это - на всю жизнь в голове... Пример отца...Живой... От него самого!
Только теперь я понимаю значение его друзей для меня. Насколько это были интересные люди, о чем они говорили, чем занимались...
Как отец и его друзья  проводили свободное время...Трудно переоценить влияние этого на меня...
(Например, отец был заядлым рыбаком... При этом, он меня приучил, и я не понимаю тех, кто выезжая на природу выпивает. Как можно воспринимать красоту, приняв на грудь? Для меня - неразрешимая загадка.)
Живите сами интересно, увлекательно и включайте в свои интересы своих детей, и включайтесь в их интересы.
Мы прошлым летом вместе с женой и Петей (7 лет) ездили специально на даче по дороге и собирали пачки от сигарет (Было поветрие - от пачек отрывать лейбл и коллекционировать, делиться... Да и в Москве, какое-то время, я с ним собирал, отрывал и помогал ему в этом. Скоро, как вы понимаете, это увлечение прошло. Но... Память о том, что мы вместе ездили, собирали, радовались находкам редких пачек - прошло. А многие ли дети могут сказать, что они этим занимались с родителями?)
Собирайте вместе с детьми этикетки, крышки, фантики, марки, машинки, Лего, трансформеры. Отдельная тема - играть в компьютерные игры вместе...Смотрите их мультики вместе с ними, читайте  их книги...И рассказывайте про свои. Мне отец много рассказывал, а я потом читал - Джек Лондона, Вальтер Скотта, Фенимора Купера, Майн Рида, Александра Беляева и т.д. А сказки? - как рассказывал их отец - я помню до сих пор...
Приучайте к спорту: играйте с ними в футбол, бадминтон, научите кататься  на коньках, лыжах, плавать, приучайте к настольному теннису, кидайте по целям мячи, бегайте, прыгайте...Придумывайте! И ребенок - откликнется! Я по сыну вижу, как ему нравится, когда с ним и его сверстниками играю в футбол или хоккей.
 Путешествуйте. Снимайте фото и видео. Делайте семейные посиделки...
Сейчас для родителей и детей - просто море всевозможного для развития...
Ограничиваем в этом только мы себя сами.
И вы сможете ему помочь стать в этой жизни успешным:
Браться за новые дела и не бояться неудач...
Справляться со страхом...
Интересоваться новым...
Высказывать свое мнение..
Рассчитывать на себя...
Быть честным...
Дружить...
Доверять...
Начинать творить...
Мне кажется, что воспитание - это очень увлекательное занятие! 
Это такой подарок природы - дать важное, то, что не получили в своем детстве...своим детям!
И с каждым поколением дети будут все успешнее и успешнее!
Успехов всем!
До встречи в следующей статье!
P.S. У нас в центре - http://uppcenter.ru/ есть онлайн программа для родителей: Ступеньки - можете познакомиться и записаться!



3 комментария:

  1. В таком небольшом тексте - столько глубоких, важных, ценных мыслей. И так тепло, так красиво. Алексей, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне очень понравилась ваша статья, Алексей.

    Очень важно ощущение, что ты защищен, тебя любят, все в порядке.
    - В связи с этим понятие "наказание" смотрится совсем по другому.
    - Я не помню, чтобы я наказывал своих детей. Если они не хотят что то важное делать, или наоборот хотят сделать что то неправильно. Или уже всё произошло. Я считал, что ребёнок руководствовался или смыслом, или эмоциями. Садился и мы беседовали - что произошло, почему и как надо лучше. Для неё или для него лучше. Мы искали как лучше поступить, в идеале шутили.

    Многие ситуации, которые происходили со мной - можно было использовать как учебные для меня...
    - Практически всю жизнь можно использовать. Я всегда говорил своим детям, что я то уже прщёл эту трудность, много раз, и у меня есть чем поделиться. Давай попробуем так или вот так, выбирай.

    Если на них не гудеть и не дергать их ... а подхваливать и подсказывать - как делать нужно, то глаза у детей горят
    +100
    - Причём начиная чуть ли не с грудного возраста. Детям приятно чувствовать себя часть большой семейной машины. И что от них что то зависит.

    Играйте вместе с ними
    - Старая как мир истина - в игре все, не только дети, усваивают знания быстрей и надёжней.

    Купив игрушку - не успокаивайтесь, а понимайте, что теперь в нее надо с ребенком поиграть.
    - А вот это очень=очень НЕ очевидная, но исключительно важная вещь, и достаточно сложная. Тут не только - "освоение" игрушки. Тут вы учите ребёнка КАК надо рабоваться ЧУЖОЙ радости.
    - Уточню: радоваться, а не завидовать.

    Да, были слезы, что он не первый... Да, были слезы, что не везет... Да, обижался...Злился!...
    - Это для меня всегда было самым тяжёлым. Практически невыполнимым, когда мы играли вдвоём.
    - Эти моменты я нахожу спорными. Всё же у семьи главная задача это "защита", поддержка, помощь в безвыходной ситуации. А жестокие уроки жизни, те которые до слёз - лучше получать эти шишки ВНЕ семьи. Почему говорят, что неприятные истины и уроки лучше получаются у "чужого" тренера, не у отца. У отца другая роль - поддерживать.

    Я бы предложил ещё подумать над формулировкой семи последних правил.
    - "не должен бояться" - любите своих детей, поддерживайте их любовь к вам, берегите их любовь к вам.
    - "Установить доверительные отношения" - доверяйте детям и поддерживайте их доверие к себе, всегда принимайте их признания и старайтесь помочь, они сами себя наказывают сильнее, чем вы их.
    - "Беседовать..." - я бы предложил добавить "регулярно и ежедневно".
    - Про "...самостоятельные шаги..." - я бы предложил усилить: планируйте и готовьте, и поддерживайте как свои.
    - "Наказания" я бы предложил заменить на "правила". Как часто мы наказываем себя? Да, напрмиер, ремнём? Не часто - а почему? Мы делаем гораздо больше ошибок, чем дети, и наши ошибки "круче"! Почему не наказываем себя? Поэтому же и имеет смысла наказывать детей. Самое тяжёлое наказание - серьёзный разговор. Но! Надо залезть в его штаны и на всё посмотреть его глазами, и аргументы приводить понятные ему, важные для него, чувствительные для него. А не для вас - это же ЕГО разговор и ДЛЯ него.

    И последняя мысль. В развитии детей есть периоды формирования разных частей характера. Я бы предложил писать для каждого периода отдельно. И сконцентрироваться на важных для этого периода качествах. Если интересно, я напишу свои мысли об этом.

    ОтветитьУдалить
  3. Ценная, теплая и полезная статья. Мудрые советы, грамотные внушения. С удовольствием жду продолжения. Вдохновения Вам, живой, думающий и небезразличный сын и отец!!!

    ОтветитьУдалить